Пограничный контроль РФ


Международные договоры РФ по пограничным вопросам:
Азербайджан  Армения  Венгрия  Вьетнам  Грузия  Индия  Китай  КНДР  Корея  Латвия  Литва  Монголия  Намибия  Норвегия  Польша  Румыния  Словакия  СНГ  США  Таджикистан  Туркмения  Турция  Узбекистан  Украина  Швеция  Эстония  Япония

 

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности"

(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г.)


 
Статья 11.1. Пограничная деятельность
Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
 
Закон Российской Федерации   от 1 апреля 1993 г.
№ 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г., 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г.)
 
Статья 3. Защита и охрана Государственной границы
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
 
Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
 
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
 
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства. Задачи охраны водных биоресурсов и государственный контроль в этой сфере были возложены на пограничные органы Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г. № 90 «О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере». С 2003 года задача защиты и охраны экономических и иных законных интересов государства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации поставлена перед ФСБ России, составной частью которой являются пограничные органы. Деятельность пограничных органов в указанной сфере регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами:
- приказом ФСБ России от 11 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере»;
- приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов».
 
Охрана морских биологических ресурсов и обеспечение государственного контроля в этой сфере является одной из приоритетных задач в деятельности Пограничной службы ФСБ России. Пограничная служба ФСБ России осуществляет государственный контроль:
- за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов;
- за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
- за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.
 
Пограничная служба ФСБ России осуществляет охрану запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и за её пределами.
Пограничная служба ФСБ России выполняет функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса. Деятельность Пограничной службы ФСБ России по охране водных биологических ресурсов и государственному контролю в этой сфере осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 июня 2010 г. N 305

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" <*> приказываю:
--------------------------------
<*>  Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063; 2009, N 41, ст. 4765.

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением Административного регламента, утвержденного настоящим Приказом, возложить на Пограничную службу ФСБ России.

Директор
А.БОРТНИКОВ


Приложение
к Приказу ФСБ России
от 17 июня 2010 г. N 305

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <*> определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <**>.
--------------------------------
<*> Далее - Административный регламент.
<**> Далее - государственная граница.

2. Исполнение государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу <*> осуществляется должностными лицами подразделений пограничного контроля, входящих в состав пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям), отрядов пограничного контроля ФСБ России в международных аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево <**>.
--------------------------------
<*> Далее - государственная функция.
<**> Далее - должностные лица, если не оговорено иное.

3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. II), ст. 2708, ст. 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, ст. 4440; N 50, ст. 4847, ст. 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45; N 10, ст. 762, ст. 763; N 13, ст. 1077, ст. 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, ст. 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104; N 30 (ч. II), ст. 3124, ст. 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10; N 2, ст. 172, ст. 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, ст. 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, ст. 3432, ст. 3433, ст. 3438, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, ст. 4634, ст. 4641; N 50, ст. 5279, ст. 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 25, ст. 29, ст. 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, ст. 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, ст. 4007, ст. 4008, ст. 4009, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, ст. 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, ст. 2259; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3582, ст. 3601, ст. 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, ст. 5745, ст. 5748; N 52 (ч. I), ст. 6227, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, ст. 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, ст. 2767, ст. 2776; N 26, ст. 3120, ст. 3122, ст. 3131, ст. 3132; N 29, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3635, ст. 3642; N 30, ст. 3735, ст. 3739; N 45, ст. 5265, ст. 5267; N 48, ст. 5711, ст. 5724, ст. 5755; N 52 (ч. I), ст. 6406, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, ст. 1176; N 15, ст. 1743, ст. 1751; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524, ст. 2526, ст. 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070.

Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации <*>;
--------------------------------
<*> Далее - Закон. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1997, N 29, ст. 3507; 1998, N 31, ст. 3805, ст. 3831; 1999, N 23, ст. 2808; 2000, N 46, ст. 4537; N 32, ст. 3341; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 52 (ч. I), ст. 5134; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1784; N 27, ст. 2877; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 50, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 49, ст. 5748; N 52 (ч. I), ст. 6246; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 23, ст. 2792.


Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1 (ч. I), ст. 9; N 46, ст. 4537; 2001, N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235.

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <*>;
--------------------------------
<*> Далее - Федеральный закон. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1756; N 21, ст. 2524.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410.

Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. N 1102 "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5030.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2329; 2007, N 41, ст. 4903; 2009, N 1, ст. 148; N 20, ст. 2462; 2010, N 10, ст. 1086; N 17, ст. 2101.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 35, ст. 3448.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 462.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 13, ст. 1300; N 25, ст. 2979.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 28, ст. 3381; 2010, N 20, ст. 2474.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5620.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки" <*>;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2352.

Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 <*> (с изменениями, внесенными Приказом ФСБ России от 4 апреля 2008 г. N 149 <**>).
--------------------------------
<*> Зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2007 г., регистрационный N 9155.
<**> Зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2008 г., регистрационный N 11585.

4. Исполнение государственной функции осуществляется в отношении прибывающих лиц, транспортных средств, перемещаемых грузов, товаров и животных в пределы Российской Федерации или соответственно убывающих (перемещаемых) из пределов Российской Федерации.
5. Результатами исполнения государственной функции являются:
- пропуск через государственную границу, который заключается в признании законности пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации;
- отказ в пропуске через государственную границу.
6. Юридическими фактами, заканчивающими исполнение государственной функции, являются:
- для граждан Российской Федерации проставление должностным лицом соответствующей отметки в действительном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и/или разрешение должностного лица следовать в зону проведения таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) или разрешение должностного лица покинуть пункт пропуска через государственную границу <*> (при выезде из Российской Федерации);
--------------------------------
<*> Далее - пункт пропуска.

- для иностранных граждан или лиц без гражданства <*> проставление должностным лицом соответствующей отметки в действительном документе, удостоверяющем их личность и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, и/или разрешение должностного лица следовать в зону проведения таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) или разрешение должностного лица покинуть пункт пропуска (при выезде из Российской Федерации);
--------------------------------
<*> Далее - иностранные граждане, если не оговорено иное.

- сообщение лицу об основаниях отказа в пропуске через государственную границу и государственном органе, принявшем соответствующее решение.
7. При исполнении государственной функции должностные лица осуществляют взаимодействие с должностными лицами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

8. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется при личном обращении и по телефону пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям), отрядами пограничного контроля ФСБ России в международных аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево <*>, а также посредством размещения информации на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет.
--------------------------------
<*> Далее - пограничные органы, если не оговорено иное.

Адрес официального сайта ФСБ России в сети Интернет: www.fsb.ru.
Телефоны пограничных органов размещаются на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет и на стендах в пунктах пропуска (залах ожидания).
Информация об исполнении государственной функции предоставляется бесплатно.
9. На стендах в пунктах пропуска (залах ожидания) размещаются:
выписки из законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся перечня документов, необходимых для пересечения государственной границы;
информация о режиме работы соответствующего пункта пропуска;
информация о номерах телефонов, по которым можно получить консультацию об исполнении государственной функции;
информация об адресе официального сайта ФСБ России в сети Интернет.
10. Информация предоставляется по следующим вопросам:
перечень документов, необходимых для пересечения государственной границы;
режим работы соответствующего пункта пропуска;
адрес официального сайта ФСБ России в сети Интернет.
11. При ответах на личные обращения и телефонные звонки должностные лица подробно и в вежливой (корректной) форме информируют заявителей по интересующим их вопросам.
12. Информация предоставляется на русском языке.
13. Продолжительность исполнения государственной функции определяется в технологических схемах организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемых в установленном порядке с учетом местных условий <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 15 Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

При этом время на проверку оснований для пропуска через государственную границу лиц составляет не более трех минут с момента предъявления необходимых документов должностному лицу.
14. Исполнение государственной функции осуществляется:
14.1. В отношении лиц, следующих в пешем порядке, перемещаемых ими товаров и животных - в пешеходных пунктах пропуска, а также по специально выделенным коридорам в автомобильных пунктах пропуска.
Проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, следующих в пешем порядке, осуществляется в кабинах паспортного контроля или в помещениях подразделений пограничного контроля.
14.2. В отношении лиц, следующих автотранспортными средствами, в отношении автотранспортных средств и перевозимых на них грузов, товаров и животных - в автомобильных пунктах пропуска.
Проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, следующих на автотранспортных средствах, осуществляется в кабинах паспортного контроля. По решению начальника пограничного органа проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, следующих автобусами, может осуществляться непосредственно в салонах автобусов.
14.3. В отношении лиц, следующих железнодорожным транспортом, в отношении железнодорожных транспортных средств и перевозимых на них грузов, товаров и животных - в железнодорожных пунктах пропуска.
По решению Правительства Российской Федерации исполнение государственной функции при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом может осуществляться вне пунктов пропуска <*>.
--------------------------------
<*> Часть восьмая статьи 11 Закона.

Проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, следующих железнодорожным транспортом, осуществляется в кабинах паспортного контроля или непосредственно в вагоне поезда во время его движения от линии государственной границы до пункта пропуска либо во время его движения от пункта пропуска до линии государственной границы.
Проверка оснований для пропуска через государственную границу членов поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад осуществляется в местах исполнения ими должностных обязанностей.
14.4. В отношении лиц, следующих воздушными судами, в отношении воздушных судов и перевозимых на них грузов, товаров и животных - в воздушных пунктах пропуска.
Проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, следующих воздушными судами, осуществляется:
- у пассажиров - в кабинах паспортного контроля. По решению начальника пограничного органа проверка документов у данной категории лиц может быть осуществлена непосредственно на борту воздушного судна;
- у членов летного экипажа - на борту воздушного судна. По решению начальника пограничного органа проверка документов у данной категории лиц может осуществляться в помещениях подразделений пограничного контроля.
14.5. В отношении лиц, следующих на судах заграничного плавания, в отношении судов заграничного плавания и перевозимых на них грузов, товаров и животных - в морских, речных (озерных) пунктах пропуска.
Проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, следующих на судах заграничного плавания, осуществляется:
- у членов экипажей судов заграничного плавания - на борту судна;
- у пассажиров, в том числе пассажиров круизных судов и паромов, - в кабинах паспортного контроля. По решению начальника пограничного органа проверка оснований для пропуска через государственную границу пассажиров, следующих через государственную границу на судах заграничного плавания, может осуществляться непосредственно на борту судна.
15. Основанием для пропуска через государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Часть вторая статьи 11 Закона.

16. Не подлежат пропуску через государственную границу иностранные граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Часть третья статьи 11 Закона.

17. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, указанных в статье 15 Федерального закона.
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случаях, указанных в статье 26 Федерального закона.
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случаях, указанных в статье 27 Федерального закона.
Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам может быть ограничен в случаях, указанных в статье 28 Федерального закона.
18. Лица, нарушающие правила пересечения государственной границы, задерживаются пограничными органами в порядке, установленном Законом.
19. Основаниями для отказа в исполнении государственной функции являются:
- представление лицами недействительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации;
- представление лицами не всех документов, указанных в пункте 23 Административного регламента.
20. Исполнение государственной функции осуществляется в сочетании с мероприятиями по контролю за соблюдением правил режима в пунктах пропуска.

III. Административные процедуры

21. Исполнение государственной функции включает в себя:
- проверку оснований для пропуска через государственную границу лиц;
- осмотр (досмотр) транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
22. Блок-схема последовательности действий при выполнении административных процедур по исполнению государственной функции приведена в приложении к Административному регламенту.
23. Основанием для начала исполнения государственной функции является представление должностному лицу:
- гражданами Российской Федерации - действительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, кроме того, представляется нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить (при этом достаточно согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов и попечителей) <*>;
--------------------------------
<*> В случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке (статья 21 Федерального закона).

- иностранными гражданами - визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
- лицами без гражданства - визы и действительных документов, выданных соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
- иностранными гражданами, получившими вид на жительство в Российской Федерации, - действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство;
- лицами без гражданства, получившими вид на жительство в Российской Федерации, - вида на жительство;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, признанными в установленном порядке на территории Российской Федерации беженцами, - проездного документа беженца;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, - данного решения <*>.
--------------------------------
<*> Указанные в настоящем пункте документы далее именуются документами на право пересечения государственной границы.

24. При исполнении государственной функции должностные лица в соответствии со статьей 30 Закона, пунктом 8 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335, и в пределах компетенции имеют право:
- проверять необходимые документы у лиц, производить осмотр (досмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;
- делать в документах на право пересечения государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы;
- продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам в местах, где отсутствуют представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также аннулировать визы иностранных граждан в установленном порядке;
- осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, режима в пунктах пропуска, доставление таких лиц в расположение подразделений пограничного контроля или иные места для выяснения обстоятельств нарушения;
- приглашать лиц в подразделения пограничного контроля и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;
- временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств;
- временно ограничивать производство различных работ в пунктах пропуска, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;
- вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы, в порядке, не противоречащем Федеральному закону <*>;
--------------------------------
<*> Пункт 15 статьи 30 Закона.

- применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак, в порядке и случаях, предусмотренных Законом <*>;
--------------------------------
<*> Пункт 18 статьи 30 Закона.

- налагать штраф за незаконный провоз лиц через государственную границу.
25. В случае выявления в процессе проверки оснований для пропуска через государственную границу недействительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации или представления лицами не всех документов на право пересечения государственной границы, а также в случаях, указанных в статьях 15, 26 - 28 Федерального закона, должностное лицо сообщает об этом своему непосредственному начальнику и передает ему представленные документы на право пересечения государственной границы.
Непосредственный начальник должностного лица приглашает лицо, представившее документы на право пересечения государственной границы, в помещение подразделения пограничного контроля, повторно проверяет наличие и действительность необходимых документов на право пересечения государственной границы, а также наличие случаев, указанных в статьях 15, 26 - 28 Федерального закона, при необходимости получает объяснения от указанного лица.
В случае признания законности пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации или в случае разрешения пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещения через государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации, непосредственный начальник должностного лица сообщает об этом лицу, представившему документы на право пересечения государственной границы, и передает эти документы должностному лицу для проставления соответствующей отметки.
При принятии должностным лицом решения об отказе в пропуске через государственную границу об этом сообщается лицу, представившему документы на право пересечения государственной границы, с указанием основания отказа и государственного органа, решение которого послужило таким основанием.
В дальнейшем исходя из конкретного выявленного случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в отношении лица, представившего документы на право пересечения государственной границы, соответствующими должностными лицами организуются мероприятия либо по изъятию указанных документов, либо по возвращению его по обратному маршруту (запрещению схода на берег), либо по задержанию его в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости направления изъятого документа на право пересечения государственной границы в государственный орган, осуществивший его выдачу, составляется протокол в трех экземплярах, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, у которого изымается документ на право пересечения государственной границы (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства), вид, серия и номер изъятого документа, кем и когда выдан, основания изъятия.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, у которого изымается документ на право пересечения государственной границы.
В случае отказа лица, у которого изымается документ на право пересечения государственной границы, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изымается документ на право пересечения государственной границы, по его просьбе.
26. Должностные лица при исполнении ими государственной функции обязаны принимать все необходимые меры к выявлению, предупреждению, пресечению нарушений законодательства и международных договоров Российской Федерации в области соблюдения режима государственной границы и режима в пунктах пропуска.
27. Должностные лица при исполнении государственной функции обязаны иметь соответствующие служебные удостоверения.
28. При исполнении государственной функции должностные лица применяют средства и методы контроля в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации".

29. Административные действия в пешеходных пунктах пропуска.
29.1. Лица, следующие в пешем порядке, прибывают к кабинам паспортного контроля либо в помещения подразделений пограничного контроля и в порядке очереди представляют должностному лицу документы на право пересечения государственной границы для проверки.
29.2. После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу и при отсутствии случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа <*> и разрешает лицам пройти в зону таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) либо разрешает покинуть территорию пункта пропуска (при выезде из Российской Федерации).
--------------------------------
<*> В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, отметка пограничного органа в документах на право пересечения государственной границы не проставляется.

При выявлении случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностные лица действуют в порядке, установленном названным пунктом.

30. Административные действия в автомобильных пунктах пропуска.
30.1. Лица, следующие на автотранспортных средствах, прибывают к кабинам паспортного контроля, выходят из транспортного средства и в порядке очереди представляют должностному лицу документы на право пересечения государственной границы для проверки. В случае, когда проверка документов на право пересечения государственной границы лиц, следующих автобусами, осуществляется непосредственно в салонах автобусов, данная категория лиц представляет указанные документы должностному лицу для проверки при его обращении к ним.
30.2. Осмотр автотранспортных средств осуществляется после высадки из них пассажиров. По решению начальника пограничного органа осмотр автобусов может осуществляться на полосе движения без высадки пассажиров.
30.3. После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу и при отсутствии случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа и разрешает лицам проехать (пройти) в зону таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) либо разрешает лицам покинуть территорию пункта пропуска (при выезде из Российской Федерации).
При выявлении случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, автотранспортные средства сопровождаются на специально оборудованные стоянки в пункте пропуска, а должностные лица действуют в порядке, установленном названным пунктом.

31. Административные действия в железнодорожных пунктах пропуска.
31.1. Лица, следующие железнодорожным транспортом, прибывают к кабинам паспортного контроля и в порядке очереди представляют должностному лицу документы на право пересечения государственной границы для проверки.
Если проверка документов на право пересечения государственной границы лиц, следующих железнодорожным транспортом, осуществляется во время движения железнодорожного транспорта от линии государственной границы до пункта пропуска либо во время его движения от пункта пропуска до линии государственной границы, то после проверки у данной категории лиц указанных документов должностные лица осуществляют осмотр вагона поезда.
31.2. Проверка документов на право пересечения государственной границы членов поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад осуществляется в местах исполнения ими своих должностных обязанностей.
31.3. После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу и при отсутствии случаев, указанных в пункте 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа и разрешает лицам пройти в зону проведения таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) либо разрешает лицам пройти на посадку в вагон поезда (при выезде из Российской Федерации).
После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу, осуществляемой во время движения железнодорожного транспорта, и при отсутствии случаев, указанных в пункте 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа.
При выявлении случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностные лица действуют в порядке, установленном названным пунктом.
31.4. Движение поезда на территорию Российской Федерации (сопредельного государства) разрешается после его осмотра должностными лицами.

32. Административные действия в воздушных пунктах пропуска.
32.1. Лица, следующие воздушными судами, прибывают к кабинам паспортного контроля и в порядке очереди представляют должностному лицу документы на право пересечения государственной границы для проверки. В случае, когда проверка документов на право пересечения государственной границы данной категории лиц осуществляется непосредственно на борту воздушного судна, они представляют указанные документы должностному лицу для проверки при его обращении к ним.
Проверка документов на право пересечения государственной границы членов летного экипажа осуществляется на борту воздушного судна. В случае, когда проверка документов на право пересечения государственной границы данной категории лиц осуществляется в помещениях подразделений пограничного контроля, они прибывают к кабинам паспортного контроля и в порядке очереди представляют указанные документы должностному лицу для проверки.
32.2. После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу и при отсутствии случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа и разрешает лицам пройти в зону таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) либо разрешает лицам пройти на посадку на борт воздушного судна (при выезде из Российской Федерации).
При выявлении случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностные лица действуют в порядке, установленном названным пунктом.
32.3. Осмотр воздушного судна осуществляется с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов <*> в присутствии одного из членов экипажа или работника наземной технической службы после высадки (до посадки) пассажиров и выгрузки (загрузки) багажа (грузов).
--------------------------------
<*> Пункт 6 Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

32.4. Исполнение государственной функции в отношении воздушных судов, осуществляющих технические посадки в пункте пропуска без высадки пассажиров и выгрузки багажа (грузов), не осуществляется. В отношении указанных воздушных судов организуются режимные мероприятия по допуску на них обслуживающего персонала.

33. Административные действия в морских пунктах пропуска.
33.1. Лица, следующие на судах заграничного плавания, прибывают к кабинам паспортного контроля и в порядке очереди представляют должностному лицу документы на право пересечения государственной границы для проверки. В случае, когда проверка документов на право пересечения государственной границы данной категории лиц осуществляется непосредственно на борту судна, они представляют указанные документы должностному лицу для проверки при его обращении к ним.
Проверка документов на право пересечения государственной границы членов экипажей судов заграничного плавания осуществляется на борту судна.
33.2. После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу и при отсутствии случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа и разрешает лицам пройти в зону таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию) либо разрешает пройти на посадку на борт судна (при выезде из Российской Федерации).
После окончания проверки оснований для пропуска через государственную границу, осуществляемой на борту судна, и при отсутствии случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностное лицо проставляет в документах на право пересечения государственной границы отметку пограничного органа и разрешает лицам сход на берег (при въезде в Российскую Федерацию) либо разрешает лицам убытие на судне из Российской Федерации (при выезде из Российской Федерации).
При выявлении случаев, указанных в абзаце первом пункта 25 Административного регламента, должностные лица действуют в порядке, установленном названным пунктом.
33.3. Осмотр судна заграничного плавания осуществляется с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов <*> в присутствии одного из членов экипажа.
--------------------------------
<*> Пункт 6 Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

33.4. После исполнения государственной функции судам заграничного плавания разрешается убытие из морских, речных (озерных) пунктов пропуска.
33.5. Исполнение государственной функции в отношении пассажиров круизных судов и паромов осуществляется в соответствии с Положением о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532, и Положением о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397.
33.6. Исполнение государственной функции в отношении судов рыбопромыслового флота осуществляется в соответствии с Порядком оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184.
33.7. Исполнение государственной функции в отношении судов, осуществляющих перевозку и буксировку в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж), осуществляется в случае пересечения ими государственной границы.
33.8. Встреча и обеспечение пребывания иностранных военных кораблей на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. N 1102.
34. Административные действия в смешанных пунктах пропуска осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 30 и 33 Административного регламента.

IV. Контроль за исполнением государственной функции

35. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, осуществляется пограничными органами и их подразделениями, имеющими в своем составе подразделения пограничного контроля.
Контроль за деятельностью пограничных органов и их подразделений, имеющих в своем составе подразделения пограничного контроля, осуществляет Пограничная служба ФСБ России.
36. Должностные лица пограничных органов, участвующие в исполнении государственной функции, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур, установленных Административным регламентом.

V. Порядок обжалования действий
(бездействия) и решений должностных лиц при исполнении
государственной функции

37. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы:
- подразделений пограничного контроля - в пограничные управления ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям), отряды пограничного контроля ФСБ России в международных аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево;
- пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям), отрядов пограничного контроля ФСБ России в международных аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево - в Пограничную службу ФСБ России;
- Пограничной службы ФСБ России - руководству ФСБ России.
38. Заявитель в письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), полное наименование органа или организации (для юридического лица), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации письменного обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель может приложить к письменному обращению копии необходимых документов и материалов.
39. Порядок рассмотрения письменных обращений определен Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 (с изменениями, внесенными Приказом ФСБ России от 4 апреля 2008 г. N 149).
40. Действия (бездействие) и решения должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование производится в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации, с соблюдением правил подведомственности и подсудности.


  Наиболее часто задаваемые вопросы


Какими документами определен порядок нахождения граждан в пограничной зоне?
Порядок посещения пограничной зоны на территории Российской Федерации определен ст. 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", приказом ФСБ России от 10 сентября 2007 г. № 458 "Об утверждении Правил пограничного режима", а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФСБ России от 19 ноября 2008 г. № 572. С указанными документами Вы можете ознакомиться в печатных и электронных СМИ (на сайте ФСБ России).
 
Может ли иностранный гражданин проехать в пограничную зону?
Порядок посещения пограничной зоны иностранными гражданами определен в подпунктах а), б) п. 1.1. и п. 1.7.11 главы 1 раздела I приказа ФСБ России от 10 сентября 2007 г. № 458 "Об утверждении Правил пограничного режима".
 
В течении какого времени будет рассмотрено мое заявление о выдаче пропуска в пограничную зону?
Сроки рассмотрения заявлений и ходатайств граждан, в том числе и для посещения пограничной зоны, установлены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". С данным документом, Вы можете ознакомиться в печатных и электронных СМИ (на сайте ФСБ России).
В случае направления гражданами заявлений и ходатайств почтовой или другими видами связи дополнительно учитываются нормативы и сроки прохождения письменной корреспонденции, срок и время доставки факсимильных и электронных сообщений, а также сроки прохождения или доставки ответов на них.
Изменение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан не входит в компетенцию Пограничной службы ФСБ России.
 
Куда мне необходимо обратиться, чтобы получить пропуск в пограничную зону?
Заявления на выдачу пропусков в пограничную зону направляются в пограничное управление ФСБ России или в подразделение пограничного управления ФСБ России почтовой или другими видами связи либо представляются гражданами лично.
Почтовые адреса и телефоны пограничных управлений ФСБ России приведены в приложении 6 к Правилам пограничного режима, с указанными документами Вы можете ознакомиться в печатных и электронных СМИ (на сайте ФСБ России).
 
Какой порядок выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации?
В соответствии с положениями статей 20 и 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации, совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации совместно с одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу от второго родителя не требуется, если от него не поступало заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации своих детей, оформленного в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 273 «Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».
В случае если несовершеннолетний гражданин России выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. При этом также достаточно согласия одного из родителей, если от второго родителя не поступало заявления о его несогласии на выезд своих детей.
 
Требуется ли нотариально оформленное согласие на выезд из Российской Федерации от второго родителя, если ребенок выезжает совместно с одним из родителей.
В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации совместно с одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу от второго родителя не требуется. (Основание ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»)
 
Если ребенок выезжает за границу без сопровождения родителей, требуется ли согласие от обоих родителей или достаточно согласия от одного из родителей.

В случае если несовершеннолетний гражданин России выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие (оригинал) названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. При этом достаточно согласия одного из родителей (Основание ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Какие сведения должны содержаться в нотариально оформленном согласии от родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации?
В соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в нотариально оформленном согласии от родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации (далее - нотариальное согласие) должны содержаться сведения о сроке выезда и государстве (государствах), которое(ые) он намерен посетить.
Согласно разъяснению Департамента правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи Минюста России (письмо от 20 октября 2009 г. № 16-1598) срок действия нотариального согласия в соответствии со статьей 190 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить - совершеннолетие, окончание срока действия паспорта или визы и т.д.
В части касающейся способа указания государства (государств), которое (которые) несовершеннолетний гражданин намерен посетить, должны быть использованы общепринятые в международных отношениях наименования государств. При намерении посетить несколько государств их названия должны быть перечислены. При этом названия сообществ, типа страны Евросоюза, страны СНГ и т.д. не допускаются.
 
Принимаются ли согласия родителей, удостоверенные нотариусами иностранного государства.

Согласие родителей, оформленное нотариусом иностранного государства, должно содержать перевод на русский язык и быть соответствующим образом легализовано путем заверения его консульским загранучреждением МИД России или проставлением апостиля, предусмотренного Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г.

Чем подтверждается гражданство Российской Федерации при выезде из Российской Федерации ребенка, не достигшего возраста 14 лет со свидетельством о рождении?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» принадлежность к гражданству Российской Федерации, может быть подтверждена следующими документами.
1. Свидетельством о рождении с внесенными в него сведениями:
-   о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (независимо от места рождения ребенка);
- о гражданстве Российской Федерации одного родителя ребенка и если второй родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, либо место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
-   о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации)
-   об усыновителях (усыновителе), состоящих (состоящего) в гражданстве Российской Федерации, по решению суда указанным в свидетельстве о рождении как родители (родитель) ребенка.
2. Свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие
гражданства Российской Федерации.
Если свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства, такая отметка проставляется на документе, содержащим перевод на русский язык свидетельства о рождении. Указанный документ должен быть удостоверен проставлением на нем апостиля.
3.   Свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации (выданным в соответствии с ранее установленным порядком и сохраняющим свое действие).
 
Какие существуют правила подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации?
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 года № 273 утверждены Правила подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, согласно которым:
-   заявление подается лично одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации (далее именуется - заявитель), в территориальные органы ФМС России по месту жительства (пребывания), либо в орган пограничного контроля, либо в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации в случае, если заявитель постоянно проживает за пределами Российской Федерации;
-       заявление пишется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке;
-       в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, место жительства и гражданство заявителя и несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации;
с заявлением необходимо представить:
-   документ, удостоверяющий личность заявителя;
-   нотариально заверенные копии документов, подтверждающих родительские права в отношении несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации или факт установления усыновления (удочерения), опекунства либо попечительства в отношении указанного гражданина.
При несоблюдении указанных требований настоящих правил, заявление к рассмотрению не принимается.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
 
Где узнать подавалось ли вторым родителем заявление о несогласии на выезд из Российской Федерации своего ребенка.
В соответствии с пунктом 6 Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 года № 273 установлено, что порядок рассмотрения заявлений, принятия по ним решений, а также ведения централизованного учета заявлений определяется Федеральной миграционной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В этой связи информацией о подаче вторым родителем заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации может располагать Федеральная миграционная служба.
 
Может ли ребенок выезжать из Российской Федерации, в случае если сведения о нем внесены в биометрические паспорта сопровождающих его родителей.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 13 «О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», вступившего в силу 1 марта 2010 г., внесение сведений о детях в паспорт (биометрический), удостоверяющий личность родителя не дает права ребенку на выезд за пределы территории Российской Федерации без своего документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
 
Может ли ребенок выезжать из Российской Федерации, в случае если сведения о нем внесены в заграничные паспорта сопровождающих его родителей старого образца (не биометрические).
Выезд из Российской Федерации несовершеннолетних детей, сведения о которых внесены в паспорта сопровождающих их родителей старого образца (не биометрические, оформляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 298), осуществляется по срокам действия этих документов, без необходимости оформления для ребенка отдельного паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
 
Какие документы, необходимо предъявлять гражданам Российской Федерации при пересечении российско-украинской государственной границы.
Перечень документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, пребывания и передвижения по территории Украины установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г. (далее - Соглашение)
В соответствии с данным Соглашением граждане Российской Федерации могут въезжать, выезжать, пребывать и передвигаться по территории Украины на основании следующих документов:
1.     Паспорт гражданина Российской Федерации;
2.     Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
3.   Дипломатический паспорт;
4.   Служебный паспорт;
5.      Свидетельство о рождении (для детей в возрасте до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации;
6.      Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) - при наличии судовой роли или выписки из нее;
7.      Свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию (только для возвращения в Российскую Федерацию);
8. Летное свидетельство члена экипажа воздушного судна.
 
В какие страны граждане Российской Федерации могут выезжать при наличии внутреннего паспорта и свидетельства о рождении ребенка.
Для выезда из Российской Федерации в Украину, Республику Казахстан, Республику Беларусь, Республику Таджикистан, Кыргызскую Республику, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия, российскими гражданами вместо заграничного паспорта может использоваться внутренний паспорт, а для детей в возрасте до 14 лет предусмотрено свидетельство о рождении с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации (с вкладышем или отметкой).
 
Можно ли выезжать из Российской Федерации с внутренним паспортом, подлежащим замене в связи с наступлением 20-ти или 45-ти летнего возраста.
В соответствии с пунктами 7, 15, 16 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, паспорта граждан Российской Федерации, достигших 20 и 45-летнего возраста, должны быть заменены в течение 40 дней (30 дней отводится на подачу гражданами документов и личных фотографий для замены паспорта, 10 дней со дня принятия документов от граждан для выдачи паспорта территориальными органами ФМС России).
В связи с этим гражданам Российской Федерации, чьи паспорта подлежат замене, разрешается пересечение государственной границы Российской Федерации в течение 40 дней с момента достижения ими 20-ти и 45-ти летнего возраста.
 
Где можно узнать о наличии или отсутствии временного ограничения права выезда за пределы Российской Федерации в связи с ранее имевшимися задолженностями, а также сняты ли ограничения на выезд после их оплаты.
Работа по организации временного ограничения выезда должников из Российской Федерации осуществляется Федеральной службой судебных приставов.
В этой связи для уточнения вопросов, связанных с ограничением выезда из Российской Федерации, а также для получения подробной правовой информации необходимо обращаться в Федеральную службу судебных приставов.
 
Могут ли пограничники на линии паспортного контроля проводить опрос и спрашивать дополнительные документы, подтверждающие родство выезжающего из России лица, следующего с ребенком?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. № 50 устный опрос, следующих через границу лиц, является одним из методов контроля, применяемых контрольными службами при пропуске лиц через границу, с целью получения дополнительных сведений или пояснений.
Если ребенок пересекает границу Российской Федерации по своему паспорту и имеет различные фамилии с сопровождающим его родителем, пограничники, как правило, запрашивают какие-либо дополнительные документы, подтверждающие родство или проводят устный опрос. Это делается с целью недопущения незаконного вывоза из страны несовершеннолетних граждан России посторонними гражданами.
 
Можно ли получить информацию (справку) о пересечении государственной границы Российской Федерации лицами (о въезде, выезде, нахождении лиц за границей).
Ведение пограничными органами поименного учета лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации, законодательством Российской Федерации не предусмотрено (в соответствии с пунктом 15 статьи 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» ведется учет фактического количества лиц, пересекающих границу).
В этой связи, подтвердить или опровергнуть информацию о пересечении лицами государственной границы Российской Федерации, не представляется возможным.
Сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства органы пограничного контроля в течение суток сообщают в органы иммиграционного контроля, которые формируют государственную информационную систему миграционного учета.
Порядок доступа к сведениям, содержащимся в данной системе, и их предоставления определен в Положении о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94.
Таким образом, сведениями о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства может располагать Федеральная миграционная служба.

Пограничный контроль РФ
Гос. услуги МИД РФ
Гос. услуги Минюст РФ
Загранпаспорт
Консульские конвенции
Международные соглашения
Общая консульская инструкция
Визовый Кодекс ЕС
Посольства
Разрешение на въезд
Правовая помощь
Полезные ссылки
Visa for Russia
Memo to the alien
Cooperation
For foreign citizens
Extradition
Interpreters
Партнеры
Агентствам
Вакансии
Реклама